пятница, 8 февраля 2013 г.

доклад на тему доверие в школе

Заявленную тему заседания — «Экономика, право и доверие» — научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин прокомментировал так: «Проблемы права и доверия в ближайшей перспективе займут первое место среди проблем совершенствования структуры российского общества». И действительно, из последующих выступлений гостей конференции можно было сделать общий вывод: без восстановления доверия в треугольнике «государство — бизнес — общество» не приходится надеяться на сколько-нибудь существенные результаты при проведении социально-экономических реформ. «У нас такое законодательство, которое позволяет делать практически все что угодно», — с такого заявления, вызвавшего оживление в зале, начал свой доклад помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. Вольность формулировок многих законов, оставляющая большое пространство для самых разных толкований, в экономической сфере приводит к росту рисков. Ту деятельность, которую экономические субъекты могут счесть незапрещенной, то есть разрешенной, следственные органы и суды могут трактовать как противозаконную. Шансы оказаться в таком случае под уголовным преследованием помощник главы государства оценил как «50 на 50». А раз есть возможность для «маневра», а точнее для произвола, возникает и коррупция.Между тем, если бы государство доверяло предпринимателям и в их отношении действовала бы презумпция добросовестности, то сама структура контроля и надзора за экономической деятельностью строилась бы по-другому. Другой была бы и система оценки предпринимательских рисков. На практике это означало бы, например, упрощение таможенного контроля и снижение налогов, а следовательно, снижение «необязательных» издержек бизнеса. «Но этого доверия нет, — констатировал Аркадий Дворкович, — поэтому мы не можем пойти на решения, которые означали бы улучшение инвестиционного климата».Но нет и обратного доверия — доверия к государству. По словам Аркадия Дворковича, «даже когда правительство принимает правильные решения, общество в своей реакции разделяется на две части — апатичную, которая считает, что все равно ничего не получится, и резко оппозиционную, агрессивно не принимающую любую инициативу государства». «Мы это хорошо ощутили за последние несколько месяцев, начиная с кампании выборов в Госдуму, — сказал Аркадий Дворкович. — Это результат тех тенденций, которые сложились за последние годы. Наше достаточно современное либеральное законодательство наложилось на высокие риски, связанные с молодостью правовой системы и отсутствием доверия, следствием чего стал рост системной коррупции».Как выйти из замкнутого круга недоверия? Возможно, путем достижения нового общественного договора. Государство должно быть сильным, но чтобы стать сильным, ему необходимо отказаться от избыточных функций, прежде всего в экономической сфере. Другой элемент этой концепции — создание «открытых механизмов управления государством». Государство «стремится создать каналы обратной связи с обществом», однако, посетовал Аркадий Дворкович, и к этой инициативе в обществе «есть огромное недоверие».«Люди думают, что это что-то искусственное, замещающее реальную работу, — заметил он. — На наш взгляд, это не так. Люди, которые наделены властью, считают, что только во взаимодействии с обществом они могут реализовать свои идеи. Скажем, реформу образования и здравоохранения реализовать на практике без доверия общества не получится».Социализм в социальном сектореО реформе социального сектора, точнее, о рецептах реформы, предложенной разработчиками Стратегии-2020, говорил на пленарном заседании ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он обратил внимание коллег на «пять основных социальных проблем». Первая из них связана с тем, что, несмотря на все рыночные реформы, нынешняя система социальных институтов, подразумевающая исключительно бюджетное финансирование, является прямым наследием социалистической экономики. Господствующие в России социальные институты не умеют, а подчас и не хотят работать с частными источниками финансирования. Это, на взгляд Ярослава Кузьминова, является «очень существенным ограничением эффективности систем образования и здравоохранения, не говоря уже о пенсионной системе».«В результате, — продолжил ректор ВШЭ, — здравоохранение и образование не могут мобилизовать средства в размере 2-2,5 процентов ВВП. По нашей оценке, сейчас соплатежи способны делать до 40 процентов семей. К 2020 году их доля достигнет 50-55 процентов, что соответствует 3 процентам ВВП. К 2030 году таких семей будет две трети — это около 4 процентов ВВП». Что касается пенсионной системы, то переход к современным пенсионным инструментам позволил бы снизить нагрузку на государственный бюджет, который сейчас вынужден финансировать растущий дефицит Пенсионного фонда.Вторая проблема заключается в «очень большой асимметрии информации», в результате чего большая часть населения не имеет возможности выбора и адекватной оценки качества работы школ, врачей и вузов. Причем асимметрия информации характерна даже для платных услуг образования и здравоохранения. Отсутствие системы индикаторов такого рода учреждений и услуг приводит к снижению их качества — пациенты не вылечиваются, а студенты получают образование, не отвечающее современным стандартам. По экспертным оценкам, до трети расходов на систему образования «не имеет никакой связи с текущей ситуацией на рынке труда». Потери же в системе здравоохранения и общего образования достигают 25-30%, а в системе профессионального образования превышают 50%.Третьей проблемой является формирование института отрицательного отбора работников здравоохранения, образования и даже науки. Такой «рекрутинг», по мнению Ярослава Кузьминова, «воспроизводится сознательно». Связанная с этим проблема — нерыночные условия трудовых контрактов профессионалов социальной сферы, которые тоже стали своего рода институтом. Заработанная плата в этом секторе мало зависит от качества и эффективности работы того или иного сотрудника. Причем демонтировать эти «институты» без опоры на само профессиональное сообщество будет чрезвычайно трудно.Наконец, пятой проблемой, сформулированной в докладе Ярослава Кузьминова, является недостаточное развитие целевых (таргетированных) социальных программ, связанных прежде всего с поддержкой неимущих, талантливых детей, тяжелобольных и инвалидов. Две трети средств, направляемых сейчас на социальную защиту, распределяются между теми, кто в помощи государства на самом деле не особо нуждается.Какие же решения предлагают авторы . Ключевой вопрос — распределение ресурсов по приоритетным направлениям. «Мы воспринимаем себя как развитую страну, — сказал

4 апреля в Культурном центре ВШЭ прошло второе пленарное заседание XIII Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества». Государство и бизнес строят свои отношения на основе взаимности, констатировали выступающие. Обе стороны по-прежнему не доверяют друг другу

Экономика, право и доверие

Экспертный портал Высшей школы экономики

Экономика, право и доверие

Комментариев нет:

Отправить комментарий