Последние годы жизни Игнатий провел в Николо-Бабаевском монастыре на Волге, между Ярославлем и Костромой. Там он умер 30 апреля 1867 года. Великого подвижника благочестия в наше время называют новым Иоаном Златоустом. В 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, Игнатий Брянчанинов был причислен к лику святых. Его прах был перенесен в действующий Толгский монастырь под Ярославлем, где стал одной из главных святынь обители.
Услышал я имена почивших - живых для моего сердца. Перечислялись имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отшедших. Какое уединение на кладбище! Какая чудная, священная тишина! Сколько воспоминаний! Какая странная, многолетняя жизнь!"
В мае 1848 года архимандрит Игнатий посетил родное Покровское. Охватившие его чувства он излил на бумаге. "После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. Там -величественное кладбище, осеняемое вековыми деревами. Под широкими развесами древ лежат прахи тех, которые их посадили. Я пришел на кладбище. Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной панихиды. Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих священнослужителей.
Яркий след в истории русской церкви оставил сын Александра Семеновича, Дмитрий. Молодой красавец офицер, любимец императора Николая Павловича, он внезапно оставил службу и принял монашеский постриг под именем Игнатия. Со временем Игнатий стал архимандритом, а потом и епископом. Он прославился своим аскетическим образом жизни и духовными сочинениями, написанными с большим литературным дарованием.
От православного героя Куликовской битвы Михаила Андреевича Бренка вели род свой дворяне Брянчаниновы. В известном произведении древнерусской литературы "Сказание о Мамаевом побоище" есть отрывок: "Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное / речь идет о великом князе Московском Дмитрии Ивановиче/, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку, и ту одежду на него воздел, ибо любил его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя".
Помимо главного дома усадебный комплекс включал в себя целый ряд построек. К востоку от дома располагается Покровская церковь, основанная в 1811 году. Примечательно, что церковь весьма сходна по своей планировке, композиции и деталям с церковью в усадьбе Вяземских - Остафьеве. Рядом с церковью - родовое кладбище Брянчаниновых. Здесь уцелело надгробие строителя усадьбы А.С. Брянчанинова /1784-1875/.
Старинный каменный дом свидетельствует о лучшей поре классического усадебного строительства. Усадьба Покровское была отстроена в 1809-1810 годах ее тогдашним хозяином, потомственным дворянином Александром Семеновичем Брянчаниновым. Чертежи хранящиеся в фондах Вологодского музея, позволяют предположить, что первоначальный проект главного дома разработал архитектор А.Сапожников. Новый проект, вероятно в связи с перестройкой усадьбы, составил в 1820 году архитектор А. Кутепов. Дом Брянчаниновых запоминается не только стройностью пропорций и богатой пластикой фасадов, но также обилием изящного лепного декора.
В северо-западной части Грязовецкого уезда еще в XVII столетии находились владения дворянского рода Брянчаниновых. Среди местной знати этот род был самым именитым. Его представители занимали должности уездного предводителя дворянства, попечителей школ и больниц, председателя земской управы. До наших дней сохранились расположенные неподалеку друг от друга усадьбы Брянчаниновых - Покровское и Юрово. Особенно интересна первая из них. Побывавший здесь в начале XX века Г.К. Лукомский был поражен ее красотой: "На далеком северо-востоке - отзвук виллы Палладио, но переработанный, со своеобразным пониманием красоты деталей. Прелестное Покровское - одна из лучших усадеб России."
Усадьба Брянчаниновых
Сейчас музей - филиал Вологодского государственного историко- архитектурного и художественного музея - заповедника, ведет большую и активную работу по сбору и освещению материалов истории родного края.
После революции в западном крыле разместили Дом крестьянина, на верхнем этаже в 20-е годы был организован краеведческий музей, работой которого руководил учитель Сергей Михайлович Бритвин. Музей располагал достаточно богатыми материалами по истории родного края. Просуществовал музей до 1929 года, когда здание было передано школе глухонемых детей. Имущество музея было вывезено в Вологду и Архангельск. После строительства отдельного здания интерната для школы глухих и слабослышащих детей, 29 апреля 1978 года в половине освободившегося здания вновь был создан краеведческий музей. В начале 1980 годо музею было передано все здание за исключением западного крыла.
На втором этаже после окончания строительства здания разместились ресторан и номера, а внизу - соляной склад и торговые помещения. Несколько позднее появилось западное крыло, где октрылась чайная. В 1914 году часть верхнего этажа была передана мужской гимназии.
Одним из самых примечательных каменных строений в центре Грязовца является старинное двухэтажное здание напротив техникума. Оно воздвигнуто во второй половине XIX века.
Грязовецкий краеведческий музей
В центре Грязовца, там, где пересекаются проспект Ленина и улица Карла Маркса, находится бывшая Соборная площадь. Здесь стояла не сохранившаяся до наших дней летняя церковь Рождества Христова. Она известна по документам еще с конца XVII века. Однако, каменное здание с пятью небольшими главками на высоком сомкнутом своде появилось лишь во второй половине XVIII века. Ныне главная площадь города превращена в сквер, где находится памятный камень c датой рождения Грязовца, а к 220-летию города на месте церкви поставлен Поклонный крест.
Главной статьей дохода местных предпринимателей во второй половине XIX века стала скупка по деревням и последующая перепродажа в Петербург и Москву сливочного масла. Масштабы этой торговли были весьма значительны. Известно, например, что в 1910 году из Грязовца было вывезено 74 тысячи пудов масла различных сортов. Развитию этого промысла способствовала деятельность в уезде учеников и последователей известного специалиста по сыроварению и молочному хозяйству Н.В. Верещагина - брата художника.
Зародившись из починка, принадлежащего Корнильево-Комельскому монастырю и впервые упомянутого в источниках в 1538 году, Грязовец со временем вырос до деревни, а потом и крупного села. С 1780 года в ходе губернской реформы стал городом, получив в 1781 году "регулярный " план - сетка улиц пересекающихся под прямым углом, и прямоугольная Соборная площадь в центре. Описание начала XIX века свидетельствуют о том, что город "состоит из одной улицы, по обеим сторонам коея - обывательские домы, а при конце каменная церковь Рождества Христова. Купцы и мещане торгуют в своих домах съестными припасами; а как лежит оной на большой московской дороге, то содержат постоялые дворы и все нужное для проезжающих, как то: деготь овес, сено колеса и тому подобное; некоторые же и сами извозом нанимаются. Жители обоего пола вяжут шерстяные чулки и вариги; другие упражняются в медной чеканной работе и кузнеческих изделиях, наиболее же в крашении полотен, что и в герб сего нового города внесено, а именно: в нижней половине щита в серебряном поле представлена машинка, употребляемая для делания крашенины".
/ / Памятники истории и культуры
Архив Официальногосайта ПравительстваВологодской области(1998-2011)
Памятники истории и культуры Муниципалитеты < Архив Официального сайта Правительства Вологодской области (1998-2011)
Комментариев нет:
Отправить комментарий